Парад сексуальных извращений в фильмах Поланского

Я не собираюсь спекулировать на педофильских скандалах. Пусть этим занимаются компетентные органы и журналисты. Я тут не за этим. Поланский – большой режиссер. Тема сексуальных извращений представлена практически в каждом его фильме. Эти моменты зачастую не являются необходимой частью повествования. Почти всегда можно обойтись без них, иногда даже лучше обойтись.

Мой обзор будет охватывать 11 фильмов Поланского. От «Ножа в воде» до «Пиратов». Более поздний период мне не интересен. Там различные аспекты сексуальной жизни логично увязаны с сюжетом, да и ничего настолько шокирующего, возмущающего и смущающего в сексуальном плане нет.
Прежде чем преступить к ознакомлению с «парадом извращений», предлагаю просмотреть «меню». Затем решайте: читать или нет. В моем славном списке представлены следующие позиции (это в десяти фильмах):
Животные мотивы (и не надейтесь легко отделаться): 2 шт.;
Забавное переодевание, трансвестизм и трансгендерность: 4 шт.;
Изнасилование (ну с этим все ясно): 5 шт.;
Инцест (как же без этого) 3 шт.;
Нелепый гомосексуализм (смущающий и никак не обоснованный сюжетом): 1 шт.;
Ребенок не от того (от брата, отца или даже дьявола): 3 шт.;
Случайный гомосексуализм (из серии «я не Маша, я – Миша»): 2 шт.;
Толпа голых стариков (бывает и такое): 2 шт.;
Яички Мастроянни (об этом лучше не спрашивайте): 1 пара.

Нож в воде (1962)untitled
Первый фильм Поланского. К сожалению, он не в списке. Тут всего лишь измена. Но не упомянуть нельзя, потому как измена всем изменам. На яхте трое: Анджей, его жена Кристина и молодой парень. После ссоры двух мужчин, не умеющий плавать студент оказался за бортом. Муж и жена ссорятся, называя друг друга нехорошими словами. Анджей прыгает в сторону берега. Дело к ночи. До берега не меньше мили. Вполне может не доплыть. Появляется студент и совокупляется с женой. Шансы велики, что они делают это на трупе мужа. У Поланского даже банальная измена с более молодым юношей сделана сумасшедше.
untitled1
Десятое место. Жилец / Le locataire (1976)
Трелковский, герой Поланского, под влиянием окружения начинает подсознательно ощущать себя женщиной. Косметика и платье в помощь. Ну разве не красавица Симона Романовна Трелковская? Не смотря на скромные актерские дарования Поланского, вышел сильный и отталкивающий образ.
 untitled2
Девятое место. Тупик / Cul-de-sac (1966)
В самом начале фильма Джорд (Дональд Плизенс) играет со своей женой в травести: надевает пеньюар, дает накрасить себе губы, подвести глаза, начинает вести себя женственно. Этого никак не ожидаешь. Вообще к чему эта сцена? Так развлекаются женатые пары? Мы с женой и не знали. По сюжету понятно, что к парочке скоро заявятся два раненых бандита. То есть просто бандитов недостаточно, их обязательно встретить, переодевшись в девушку? Когда из машины несут в дом умирающего бандита Алби, тому Джордж видится в образе девушки. Дорис – так зовут альтер-эго Джорджа. В первые минуты фильма еще не совсем ясно, что это комедия абсурда. Так что образ Дорис Джорджевны ничего кроме негодования не вызывает. При просмотре таки думаешь: этот человек ловил Майкла Майерса в Хэллоуине, мда.
untitled3Восьмое место. Макбет / The Tragedy of Macbeth (1971)
Мне тоже сложно было поверить. Логично предположить, что извращения тут могут быть только в сценах с ведьмами. «Пальцы чешутся. К чему бы? К посещенью душегуба». Дубляж сделан по переводу Пастернака. В этот момент у нас в картине сцена с кучей обнаженных престарелых ведьм. Неожиданно и слегка тошнотворно. Думается, этот как раз то, что было задумано у Шекспира.
Седьмое место. Тэсс / Tess (1979)
Героиню Кински насилует двоюродный брат, у нее от него ребенок. Конечно, чуть позже выяснится, что это не совсем кузен, да и ребенок умрет. Но на момент, когда все происходит, все преподносится именно как действия родственника. Что шокирует. Вот она, скучная жизнь английской деревни.untitled4
Шестое место. Отвращение / Repulsion (1965)
Кэрол, героиню Катрин Денев, мучают навязчивые ночные кошмары, где к ней в комнату врывается мужчина и насилует ее. Переживания настолько сильные, что стирается грань между переживаемым и реальным. В конце фильма нам показывают детскую фотографию, где героиня дарит отцу преисполненный ненависти взгляд. Объяснение для самых «одаренных», что в детстве ее регулярно насиловал отец, и это стало причиной ее психического расстройства.
Топорность объяснения портит фильм. У нас есть героиня, с реалистичными кошмарами об изнасиловании более зрелым мужчиной, в салоне одна дура-клиентка постоянно рассказывает ей о свиномужчинах, каждую ночь Кэрол мешают спать страстные стоны сестры за стенкой. Все это прекрасно связывалось, притом достаточно тонко, вполне объясняло сложности нашей героини в общении с мужчинами и подводило к мысле об отце-насильнике. Выходит, что тонко и причудливо переплетающиеся веточки, ведущие к разгадке, уходят на второй план, освобождая дорогу полену. Толстовато, однако.
untitled5Пятое место. Пираты / Pirates (1986)
После успешного бунта матросня решает изнасиловать женщин: юную Марию и ее служанку. Неловкость сцены в том, что служанку играет мужчина. Четверо мужчин насилуют мужчину в женском платье. Крутовато для семейной приключенческой комедии. В Штатах у картины рейтинг PG-13. Детям до 13 лет официально разрешается в присутствии родителей смотреть как четыре мужика насилуют пятого, переодетого в женщину. Повторюсь, крутовато.
Четвертое место. Бесстрашные убийцы вампиров / The Fearless Vampuntitled6ire Killers (1967)У графа вон Кролок есть сын Герберт. Он влюбляется в Альфреда (которого играет сам Поланский). Сцены с Гербертом «simply too gay». Сцена на кровати, где он навязчиво домогается до Альфреда и погоня, где Герберт без штанов бегает за своим возлюбленным, – это за гранью. Притом до этого была местами уморительная черная комедия. Персонаж Герберт вон Кролок вообще не несет никакой сюжетной нагрузки. Герберт вон Кролок получается четвертое место за бессмысленный, неуместный и отталкивающий гомосексуализм в черной комедии про вампиров.
Третье место. Китайский квартал / Chinatown (1974)
Тройку лидеров открывают Ноа Кросс (Джон Хьюстон), Эвелин Кросс Марлей (Фэй Данауэй) и их дочка. Правильно, у Эвелин дочка от собственного отца. Мать и дочка, которые одновременно сводные сестры. Это именно то, что не хватало мировому кинематографу до 74-го гоuntitled7да. В конце героиня Фэй Данауэй погибает, а ее дочка отходит Кроссу. Что же дальше? Дети Кросса, которые одновременно его правнуки? Волнующе и, конечно, абсолютно необходимо. Без этой сюжетной линии образ негодяя Ноа Кросса, который собирался нажить баснословные деньги на засухе в Лос-Анджелесе, не состоялся бы.
Второе место. Ребенок Розмари / Rosemary’s Baby (1968)untitled8
Как вы представляете себе шабаш современных сатанистов? Скорее, как у Кубрика: обнаженные тела, маски и накидки. Может быть просто ночной пикник обнаженных людей, инкубов и суккубов. Но никак не группу обнаженных стариков. Это, мягко говоря, шокирует. На Розмари кровью нанесут магические знаки, и ее изнасилует дьявол. У них будет ребеночек, для которого подходит описание «неведомая зверушка». Отдельный плюс за мужа, отдавшего жену сатане ради карьеры. Ничего подобного до этого фильма не было, а изнасилование дьяволом, черные мессы, антихрист и прочие элементы – превратились в клише жанров ужасов и мистики. Может ли что-нибудь быть еще извращенней? Уверяю, может, еще и как!

untitled9Первое место. Что? / What? (1971)
Фильм начинается с попытки трех не очень хороших людей изнасиловать главную героиню. Хорошо, она села в машину с незнакомыми людьми в другой стране и поехала черт знает куда. Это не глупость, а намек на жанр картины – комедия абсурда. Поланскому кажется, что этого недостаточно, потому один из насильников по ошибке «входит» в зад своего же друга. Вот насколько это было необходимо? Жанр и до этого читался. Смешно? Ни разу. Глупость? Вне всякого сомнения. И минуту спустя на Нэнси (так зовут героиню) пытается запрыгнуть собака. Подтекст вполне эротический. Товарищ Поланский, зрители – не идиоты! С первой сцены был ясен жанр картины. Лучше бы вместо тупых абсурдистских шуток были смешные.untitled10

В абсурдистском кино не стоит искать смысла. Потому я просто перечислю пару нелепых и извращенных моментов. Все они связаны с героем Марчелло Мастроянни. Его герой – бывший сутенер средних лет, подозревающийся в наличии сифилиса и гомосексуального прошлого. Звать его Алекс. Сцена совращения главной героини. Алекс надевает тигриную шкуру, просит Нэнси взять кнут и провоцирует ее отхлыстать его. Повторюсь, это сцена совращения. Достаточно абсурда? Так нет! Жемчужиной этого фильма являются яички Мастроянни. Мне вот интересно, насколько это было нужно? Нельзя было сделать дубль без яичек в кадре? Или вообще стереть эту сцену переодевания? После просмотра фильмов Поланского ты готов ко всему: инцест, педофилия, изнасилование, гомосексуализм, скотоложство – но ничего из этого не сделает тебя готовым к внезапно вывалившимся яичкам Мастроянни. Это самый тошнотворный эротический момент во всем творчестве Поланского.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *